18 декабря — День профилактики травматизма

  Травматизм — это совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.
 
  Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин — 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин.
  Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти.

 
Травмы подразделяются на:

Производственные:

  • промышленные;
  • сельскохозяйственные;
  • строительные;
  • на транспорте;

Непроизводственные:

  • бытовые;
  • уличные;
  • дорожно-транспортные;
  • спортивные;
  • школьные;
  • детские и пр.
  •  

      Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

     
     
    Причины производственных травм разделяются на:

     
    Организационные:

  • недостатки в организации и содержании рабочего места;
  • применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за
        работой, за соблюдением правил техники безопасности;
  • допуск к работе неподготовленных рабочих;
  • плохая организация трудового процесса, отсутствие или
        неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
  • Санитарно-гигиенические:

  • отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты;
  • неправильное освещение рабочих мест;
  • чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих
        помещениях;
  • производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и
        загрязненность производственной территории.
  • Личного характера:

  • заболевание или утомление рабочего;
  • недостаточная квалификация;
  • неудовлетворительные бытовые условия;
  • алкогольное опьянение.
  •  

      Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин его возникновения:

    • максимальная механизация и автоматизация технологических процессов, направленных на ликвидацию ручных операций сокращение до минимума перекрещивающихся грузопотоков, ручной переноски изделий, подъем грузов и т.д.;
    • для складирования изделий и полуфабрикатов, а также запасных частей и оборудования следует отводить специальные безопасные места, чтобы не загромождать ими рабочие площади, проходы;
    • технологическое оборудование и инструменты должны полностью соответствовать своему назначению и всегда находиться в исправном состоянии;
    • движущиеся и вращающиеся детали машин и агрегатов, а также места возможного соприкосновения с горячими поверхностями, едкими жидкостями и другими веществами должны быть ограждены. Необходимо строго следить за установкой этих ограждений после ремонта, смазки или замены оборудования;
    • все электрооборудование в цехах обязательно заземляется, причем состояние заземления периодически контролируется и в случае выявления его нарушения — исправляется. Места открытых контактов ограждаются защитными щитками или кожухами;
    • состояние подъемно-транспортного оборудования, а также аппаратов, находящихся под давлением, подлежит периодическому контролю;
    • хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в цехе в целом также способствуют сокращению травматизма.

     

      Для того чтобы исключить производственный травматизм, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой.
      Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с пополняемым набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др.
      Все вновь принимаемые на работу лица проходят периодический медицинский осмотр и обязательный инструктаж по технике безопасности.
      Пополнение знаний в этой области и их проверка должны носить постоянный характер.
     
      Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т.д.
      Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы — приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д.
      Среди бытовых травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении, реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах, где значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни.
      Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

     
    Профилактика бытовых травм включает:

  • улучшение условий быта;
  • расширение коммунальных услуг населению;
  • рациональную организацию досуга; проведение разнообразных
        культурно-массовых мероприятий;
  • широкую антиалкогольную пропаганду;
  • целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  • организацию при жилищных конторах специальных комиссий по
        борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.
  •  

      Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).
      Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.).
      Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин.
     
     
    Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

  • превышение скорости;
  • проезд на красный цвет;
  • вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  • не пристегнутый ремень безопасности;
  • переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.
  •  

      Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта.
      В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
      Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями — одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, а так же совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.
     
      В структуре травматизма второе место занимают уличные травмы и составляют около 17%.
      К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период и тёмное время суток.

    Опубликовать в Одноклассники
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в LiveJournal