Травматизм — это совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.
Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин — 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин.
Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти.
Травмы подразделяются на:
Производственные:
- промышленные;
- сельскохозяйственные;
- строительные;
- на транспорте;
Непроизводственные:
Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Причины производственных травм разделяются на:
Организационные:
работой, за соблюдением правил техники безопасности;
неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
Санитарно-гигиенические:
помещениях;
загрязненность производственной территории.
Личного характера:
Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин его возникновения:
- максимальная механизация и автоматизация технологических процессов, направленных на ликвидацию ручных операций сокращение до минимума перекрещивающихся грузопотоков, ручной переноски изделий, подъем грузов и т.д.;
- для складирования изделий и полуфабрикатов, а также запасных частей и оборудования следует отводить специальные безопасные места, чтобы не загромождать ими рабочие площади, проходы;
- технологическое оборудование и инструменты должны полностью соответствовать своему назначению и всегда находиться в исправном состоянии;
- движущиеся и вращающиеся детали машин и агрегатов, а также места возможного соприкосновения с горячими поверхностями, едкими жидкостями и другими веществами должны быть ограждены. Необходимо строго следить за установкой этих ограждений после ремонта, смазки или замены оборудования;
- все электрооборудование в цехах обязательно заземляется, причем состояние заземления периодически контролируется и в случае выявления его нарушения — исправляется. Места открытых контактов ограждаются защитными щитками или кожухами;
- состояние подъемно-транспортного оборудования, а также аппаратов, находящихся под давлением, подлежит периодическому контролю;
- хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в цехе в целом также способствуют сокращению травматизма.
Для того чтобы исключить производственный травматизм, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой.
Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с пополняемым набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др.
Все вновь принимаемые на работу лица проходят периодический медицинский осмотр и обязательный инструктаж по технике безопасности.
Пополнение знаний в этой области и их проверка должны носить постоянный характер.
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т.д.
Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы — приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д.
Среди бытовых травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении, реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах, где значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни.
Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Профилактика бытовых травм включает:
культурно-массовых мероприятий;
борьбе с бытовым травматизмом;
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).
Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.).
Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин.
Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта.
В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями — одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий, а так же совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.
В структуре травматизма второе место занимают уличные травмы и составляют около 17%.
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период и тёмное время суток.